Реконструкция сада или преусадебного участка

Как известно, при создании сада, а при реконструкции особенно, вначале надо провести тщательный анализ ситуации на участке. Первая стадия реконструкции или новый ландшафтный дизайн или озеленение и благоустройство - это ландшафтное проектирование. Стоит понять, какова была изначальная идея автора проекта и после взросления сада сохранилась ли она, нуждаются ли растения в прореживании, омоложении, есть ли необходимость в пересадке, а то и удалении лишних экземпляров, каково состояние мощеных поверхностей и удовлетворяют ли старые дорожки новым требованиям? Вопросов возникает много, надо определить главный и постараться избежать лишней работы. Если были допущены ошибки при озеленении, то предварительно тоже надо выявить идею дизайнера-предшественника и понять причины возникших недочетов, тогда и результат последующей работы будет хорошим, и затраты минимальными. К сожалению, это не всегда удается. Создавать на «чистом листе» намного проще, сад получается красивым, в нем все связано, все логично, нет лишних деталей, ничего случайного, один элемент вытекает из другого, и именно так возникает гармония. В нашем же случае «полет фантазии» ограничен массой исходных данных, порой не совсем благо-приятных, а распознать первоначальный замысел и вовсе невозможно. Итак, на примере одного из участков расскажем о тех проблемах, которые могут возникнуть в процессе переделки, и о том, как их пришлось пре-одолевать.


Этот сад натолкнул меня на понимание важности в жизни человека гармонии и красоты окружающего про-странства: иногда значимость эстетики сада недооценивают, не догадываясь, что грусть и плохое настроение, а порой и неудачи могут быть следствием дискомфорта, вызванного постоянным созерцанием, например, дисгармоничных линий и форм. И наоборот, растения, древесно-кустарниковые группы, цветники в гармоничном саду обладают мощной положительной энергией и незаметно влияют на нас и нашу жизнь.


На данном объекте мне в наследство досталось хаотично заполненное пространство, изобилующее случай-ными одиночными посадкам, которые создавали чувство беспокойства и тревоги. У хозяев сад вызывал напряжение, раздражен и неудовлетворенность, будто он оказывал на них психологическое давление. Им было неуютно и тоскливо, но в то же время они привыкли к своему участку и сомневались, стоит ли им что-то менять. К этим ощущениям добавлялось недоверие к ландшафтным дизайнерам вообще. И нам постепенно пришлось преодолевать это сопротивление. Работа была сложная, но очень интересная. Объединить разрозненные куски в единое целое непросто. Только перед этим нужно было все разобрать, просмотреть, оценить, простричь, поделить или омолодить растения по необходимости. Предварительно сформировали план или эскиз, придерживаясь которого можно осуществить решение поставленной задачи. А еще очень важно наличие единой концепции. Нужно было найти ту ниточку, потянув за которую, можно размотать этот сложный клубок. Появление идеи позволило начать собирать одиночные кусты дерена белого, лапчатки, чубушника и формировать из них группы. И тогда постепенно картина стала меняться в лучшую сторону.


Участок состоял из двух частей: вновь присоединенной территории и старого сада, который требовал серьез-ного вмешательства. Изначально при его создании были допущены серьезные ошибки. Автор нарушил про-порции и баланс открытого и закрытого пространства. Когда посадки молодые, эти проблемы не так заметны, но по мере взросления растения начинают увеличиваться в объеме, заполняя собой все свободное место. Это приводит к дисгармонии, и для ее восстановления приходится удалять часть деревьев, кустарников и много-летников. Благодаря таким кардинальным мерам появились лужайки, дающие ощущение простора, который так нравится хозяевам. Еще одна проблема, существовавшая в этом саду, слишком близко посаженные к дому деревья. Разрастаясь, они сильно затенили его, и находиться днем без электрического света там было не-возможно. К тому же такие крупные деревья, как тополь или дуб, могут корнями взломать отмостку, если не отступить от нее положенное расстояние, хотя в юном возрасте они совсем небольшие. Многие дизайнеры намеренно используют плотные посадки для достижения сиюминутного декоративного эффекта, но проходит два-три года, и наступает необходимость рассаживать растения. Они начинают угнетать друг друга, выступают конкурентами по отношению к свету, влаге и питательным веществам. Регулярные стрижки хороши на на-чальном этапе, они стимулируют разрастание, но потом требуются решительные меры, которые и пришлось применить. Сначала мы рассадили растения, провели их осмотр, изучая декоративность. Многие требовали омолаживающей обрезки. Но стричь кусты «на пень», как рекомендуют в подобных случаях, было неприемлемо. Только представьте: взрослый сад с объемными посадками, и вдруг все это пропадает, и нужно время, чтобы растения восстановили свою зеленую массу. К тому же работы проводились осенью, и не стоило лишать уча-сток зимней привлекательности,нарциссов. Летом же преобладает сдержанные тона, которые слегка расцвечиваются цветниками. А осенью снова бушуют краски, краснеют бересклеты и клены Гиннала, желтеют клен татарский и шиповник, а яблони нарядны в своих ярких плодах.


Растений было так много, что их хватило на оформление новой части сада. Таким образом, она стала естественным продолжением старого участка. Объединяющим элементом послужили декоративные группы, которые с определенным ритмом повторялись повсюду. Оглядываясь назад и видя полученный результат, убеждаешься в правильности произведенных преобразований. Приятно смотреть на радостные лица хозяев, светящиеся счастьем, на их улыбки и понимать, что им хорошо и комфортно в своем саду, а значит, мы не зря трудились которую дают кустарники. Поэтому омолаживали, постепенно вырезая старые побеги, оставляли новые. При этом их подрезали сверху, придавая красивую форму. Так этот стрессовый для хозяев процесс прошел неза-метно и безболезненно. Разрозненные кустарники и многолетники постарались собрать в большие группы. На открытом пространстве массив растений лучше смотрится, а композиция хорошо «читается». Благодаря этому многие экземпляры просто «заиграли», проявилась их изначальная красота, то есть текстура и оттенки листвы, графика ветвей. Составление композиций происходило по принципу контрастности формы, текстуры и фактуры листвы.

Похожие статьи

Оставить комментарий