Японский сад (итория)

Японский сад во многом противоположен саду европейскому. Это различие проявляется не только в планировке сада, но и восприятии природы. Европейский парк – это природа, преобразованная человеком, олицетворение торжества человека над миром. Отличительной чертой японской культуры является стремление не познать, а пережить природу, приобщиться к ее ритму, не навязывать себя природе, потому что она есть все, а вглядываться в нее, узнавать сущее .Для японцев мир – это мир, в котором нет места для борьбы, где все пребывает в текучем единстве – свет перетекает во тьму, покой в движение, форма в содержание, и наоборот. В японском саду образными, емкими символами выражаются идея мирового устройства и изначальная гармония мира.

Предназначение сада

Задача японского сада, где горы, реки, водопады живут в миниатюрном, уменьшенном масштабе,- создать впечатление естественности.  Воплощающий и представляющий огромный мир природы сад, который создан руками человека, продуман, отшлифован до позиции последней, совсем незаметной травинки и глубоко ассоциативен.

Помимо цвета, формы и расположения групп камней сад имеет смысловое содержание. Он должен нести свой особый, присущий лишь ему смысл, который легко понимал бы гость или хозяин. Символика, философская закадровость, вкладываемая японцев в свое творение, всегда рассчитана на активное взаимодействие созидающего и «читающего».

По функциям сады мжно разделить на три типа:

  • Пейзажный сад, предназначенный как для прогулок, так и для любования с галереи «энгава»
  • Философский, или видовой, сад, предназначенный исключительно для созерцания.
  • Чайный сад, предназначенный для того, чтобы настроить, подготовить гостя к чайной церемонии.

 

Прогулочный сад

В начальный период сооружения садовых комплексов сада, бывшим продолжением пышных дворцовых покоев, имел ярко выраженный прогулочный тип. Рассчитанный на обозрение с открытых веранд дворцовых павильонов и одновременно предназначенный для прогулок представителей придворного общества, он должен был услаждать глаз разнообразием и изысканностью, развертывая  за каждым поворотом все новые и новые пейзажи.

Естественно, этот сад был велик по размеру, имел обязательный пруд с зелеными островами, разнообразие беседок и мостиков и нарочитую запутанность каменного плетения дорожек.

Философский сад

Вслед за прогулочным садом в ХII –XIII вв. получает широкое распространение видовой сад. Сады этого типа в связи с возросшим влиянием буддийской секты дзэн  чаще всего сооружались вблизи жилищ в монастырях этой секты. По облику он гораздо скромнее, более монохромен, рассчитан в основном на обозрение из дома и занимает меньшую площадь.

Изысканная декоративность садовых ансамблей ХII в.  сменилась естественностью и простотой уединенного  пейзажа. В это время возникает новый тип сада, символически изображавший горы и воду (так называемые «сухие сады»- «карэ сансуй»). В подобных садах не было ни гор, ни воды и часто даже вообще никаких растений, исключая мох, окружавший камни на песке.

Такие сады были огорожены с трех сторон стеной, играющей роль рамки этого пейзажа. Их можно было созерцать только с галереи «энгава».Некоторые из них имитировали живопись на свитках, и мастер сада пользовался камнями и мхом, расположенными на мелкой белой гальке, как мазками кисти на бумаге.

Дзэнский сад создавался как утверждение идеи единства человека и мира природы, которая воспринимается не умом, но переживается и постигается эмоционально.

Все средневековое искусство садов символично. В так называемых «сухих садах» («карэ сансуй») это качество выступает особенно четко. Если сады озерного типа во многих деталях были близки естественному природному окружению, то здесь «натуральны» только материалы – камни, песок, галька, и каждый художник создавал из них собственную композицию.

Чайный сад

Чайный сад также обязан своим существованием эстетике и практике дзэнских настоятелей. Чайный сад был новым типом скорее по функции, чем по форме. Такой сад обычно планируется с чайными комнатами и чайными домами.

Это тип сада, в котором большое эстетическое и смысловое значение имеет введение каменного бассейна, каменных фонарей и каменных дорожек. Но простота в устройстве чайного сада была лишь видимой – на самом деле она требовала меньшего опыта и художественного чутья, чем композиция других садов.

Чайный сад, оставаясь по-прежнему объектом созерцания и любования, получил и утилитарную функцию. Проход через сад был первой ступенью отрешения от мира реальности, повседневной суеты, сад становился барьером, границей двух миров с разными законами, правилами и нормами, физически и психологически готовил человека к восприятию искусства и шире – красоты. Чайный сад призван способствованию духовной концентрации, отвлекая яркостью цветов или замысловатостью композиции.

Похожие статьи

Оставить комментарий